Развитие через противоположности (метод Пратипакша бхавана)
Многие из психологических техник, которые сейчас используются в бизнесе, берут своё начало в классической йоге. Об этом мало кто помнит, но именно из книг йога Рамачараки, Свами Шивананды и прочих авторитетных йогов, писавших о силе мысли и искусстве достижения целей, пришли в бизнес многие идеи, ставшие ныне классическими.
И мало кто догадывается, но в йоге существует целое направление, изучающее вопросы достижения успеха в любой деятельности. Это направление называется Артха-йога (артха в переводе с санскрита - цель, средство существования, процветание). При этом артха - это не просто процветание. В ведических трактатах артха описывается как одна из четырех главных целей человеческой жизни, наряду с дхармой (предназначением), камой (наслаждением) и мокшей (освобождением).
Однако процветание в артха-йоге не ограничивается исключительно финансами. Более того, артха-йога призывает не ставить деньги на первое место в рейтинге жизненных ценностей, так как сами по себе деньги не делают человека счастливым. Да, имея деньги, можно многое себе позволить, однако любые вещи, которые можно купить за деньги, приносят с собой не только радость, но и проблемы. Поэтому артха-йога говорит: деньги - это хорошо, но есть ещё и другие, не менее серьёзные ценности, без которых деньги теряют всю свою ценность - это здоровье (хорошее самочувствие), крепкая семья (хорошие взаимоотношения с любимым человеком и родственниками) и разумность (или, по-другому, знание об Абсолютной Истине).
Разумеется, йога в целом и артха-йога в частности - это не просто теория о том, как правильно жить. В йоге имеются эффективные практические методы достижения успеха, проверенные веками. И основаны они, как правило, на изменении мировоззрения, так как без изменения мировоззрения трудно достичь чего бы то ни было.
Так, один из таких методов, описанный в Йога-сутрах Патанджали (Садхана пада, сутра 33), называется Пратипакша бхавана. Заключается он в освобождении ума от напряжения и беспокойств путём развития в себе позитивного настроя. Метод заключает в себе три стадии:
1) подавление негативной мысли: посредством волевого усилия йогин сдерживает свои негативные мысли, не давая им надолго задерживаться в уме.
2) замена негативной мысли на положительную: если негативную мысль просто прогнать из ума, то через какое-то время она снова вернётся, поэтому нужно сосредоточить свой ум на противоположной ей мысли, чтобы ей некуда было возвращаться, - именно этот момент отражён в одной из сутр Патанджали («Когда неподобающие мысли тревожат ум, надо сосредоточиваться на том, что противоположно им» - перевод с санскрита С.М.Неаполитанского).
3) культивирование положительной мысли: посредством волевого усилия йогин удерживает в своём уме положительную мысль до тех пор, пока она не станет естественной и привычной.
Чтобы было понятно, как этот метод действует, можно привести такой пример: допустим, в уме есть мысль о том, что «все богатые – жулики», и эта мысль не даёт спокойно жить, вызывает злобу, ненависть или уныние. Что с ней делать? Сначала посредством волевого усилия стараемся удержать свой ум от того, чтобы обдумывать эту мысль. Вслед за этим находим какую-то противоположную мысль, к примеру: «Мой дядя - богатый человек и он занимается благотворительностью» или «Богатые люди нуждаются в сострадании, так как они не понимают ради чего живут и умирают невежественными, так и не поняв, зачем они жили». После этого усилием воли сосредотачиваем свой ум на новой мысли - и делаем это до тех пор, пока новая, положительная мысль не станет естественной.
Через какое-то время вы начнёте замечать, что старая мысль больше не возвращается и не мешает жить. Так действует метод Пратипакша бхавана.
Владимир Лавров
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь