Мир Йоги и Медитации

Йога и четыре вида кармы

03 апреля 2015 г.
Рейтинг
Йога и четыре вида кармы

В фундаментальном трактате по йоге, - «Йога-сутрах» Патанджали, - сказано: «Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы. Из этих (трёх карм) происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм» («Йога-сутры», IV.7; перевод - С. Неаполитанского).

Итак, согласно древнему источнику знаний, существует три вида кармы, характерные для обычных людей и один вид кармы, характерный для людей, практикующих йогу. 

Деятельность обычных людей может быть хорошей, нехорошей или смешанной. В соответствии с этим и карма может быть хорошей, нехорошей или смешанной. Но карма йогина не является ни хорошей, ни плохой. Это означает, что ни плохих, ни хороших последствий для йогина его действия не приносят, поскольку его действия лишены эгоизма и это позволяет йогину вырваться из кармических уз.

Что такое вообще карма? Карма - это не что иное, как последствия наших же собственных поступков, мыслей и слов. Так, например, если мы ударим себя по пальцу, то боль, которая последует за этим, будет нашей кармой.

Поступки обычных людей чаще всего рождаются из желания сделать что-то хорошее для себя или за счёт других, что и рождает хорошую, нехорошую или смешанную карму. Причём не сам поступок чаще всего определяет, какими будут последствия, а именно мотив поступка. Так, например, если человек взял в руки скальпель и разрезал кому-нибудь руку, чтобы показать свою силу или доказать свою правоту, то за это его могут посадить за решётку. Но если то же самое сделает хирург, спасая жизнь попавшему в беду человеку, то его за это не только не накажут, но и поблагодарят. Поступок - один и тот же, но мотив разный и, соответственно, последствия разные.

Именно так и проявляет себя карма: в зависимости от мотива человека, ему всегда воздаётся по заслугам: что заслужил, то и получил. Так, за поступки или слова, вызванные жадностью, гневом, обидой, лицемерием, обманом, неприязнью, ревностью, страхом, гордостью или какой-то иной подобной реакцией - человек получает дурную, неблагоприятную карму. Тогда как поступки или слова, вызванные бескорыстием, заботой, состраданием, любовью, терпимостью, желанием помочь будут вести к хорошей, благоприятной карме. Соответственно, смешанные мотивы будут вести к смешанной карме.

Однако йогины, благодаря регулярной практике йоги, как утверждается в «Йога-сутрах», могут выйти из под влияния закона кармы. За счёт чего? За счёт сознательного отказа от результатов своего труда. Йогин совершает поступок не потому что хочет достичь какого-то результата или наоборот, в стремлении избежать какого-то результата, а в силу понимания своей внутренней природы и вытекающего из этого своего нравственного долга. Собственно, на этом и построен целый раздел йоги - карма-йога. И когда йогин начинает поступать так, как должен поступать, - вне зависимости от личных пристрастий или желаний, - он вырывается из под влияния кармических уз и становится свободным. Именно такая свобода и является конечной целью практики йоги.

Владимир Лавров, специально для сайта www.hara.ru.

Поделиться в соцсетях:

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Мир Йоги и Медитации
В социальных сетях нас читают около 93 000 подписчиков.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть