Какие качества развивает регулярная практика йоги? Часть 1
Регулярная практика йоги приводит к развитию целого набора качеств, которые отличают собственно человека разумного от остальных людей. Иначе говоря, практика йоги наделяет человека разумом. И разум проявляется как набор определённых качеств. Что это за качества?
В "Бхагавата-пуране" (книга 7, глава 11, стихи 8-12) перечисляются 30 таких качеств.
1. Правдивость. Первое, что отличает разумного и просветлённого человека от остальных - это правдивость. Такой человек не лжёт и говорит правду приятными словами. Воспитывается такое качество благодаря практике запрета на ложь (сатья).
2. Милосердие. Второе отличительное качество - милосердие, или способность оказать помощь нуждающемуся и проявить снисхождение там, где это оправдано. Воспитывается это качество благодаря практике непричинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости (ахимса).
3. Аскетичность. Третье отличительное качество выражается в способности обуздывать себя, умении отказываться от глупостей и умении ограничивать себя. Воспитывается это качество благодаря практике воздержания от чувственных удовольствий (брахмачарья).
4. Чистополотность. Четвертое отличительное качество - чистоплотность, заключается в соблюдении как внутренней, так и внешней гигиены. Воспитывается это качество благодаря практике соблюдения чистоты (шауча).
5. Терпеливость. Пятое качество выражается в умении преодолевать трудности и стойко переносить лишения. Воспитывается это качество благодаря практике самодисциплины (тапас).
6. Добропорядочность. Шестое качество, отличающее разумного человека, выражается в добровольном соблюдении установленных в обществе норм и предписаний. Это не всегда легко, поскольку гордость и эгоизм не позволяют порой людям следовать предписанным нормам поведения. Но йогин, обуздавший свой эгоизм, вполне на это способен. При этом воспитывается данное качество не столько в результате практики йоги, сколько в результате привычки слушаться своего наставника.
7 и 8. Контролирование ума и чувств. Два чрезвычайно важных качества, представляющих собой обуздание собственного внутреннего мира. Собственно, к этим качествам приводит регулярная практика любого раздела йоги, включая хатха-йогу. Однако наилучший эффект даёт практика скромности и удовлетворённости (сантоша).
9. Неприятие зла. Девятое качество выражается в чувстве справедливости и непринятии любого зла, направленного на других людей. Данное качество сильно связано с милосердием и является его естественным продолжением. Формируется это качество так же, как и милосердие - с помощью практики непричинения вреда (ахимса).
10. Преданность. Десятое качество разумного человека выражается в постоянной верности чему-либо, - какой-либо идее, какому-либо человеку, каким-либо целям. Это качество формируется благодаря настойчивой и регулярной практике любого раздела йоги. В первую очередь, - хатха-йоги и бхакти-йоги.
11. Целомудренность. Одиннадцатое качество выражается как нравственная чистота, чистота помыслов. Данное качество формируется в результате длительного общения с нравственными людьми, посещения храмов и совершения паломничеств.
12. Умение обуздывать свой гнев. Двенадцатое качество заключается в умении обуздывать свою эмоциональную природу и является продолжением таких качеств, как контролирование ума и чувств. Формируется данное качество в результате практики самодисциплины (тапас).
13. Отказ от насилия. Разумный человек не совершает насилия ни над другими людьми, ни над животными. Это качество не столько формируется под влиянием практики, сколько является сознательным решением. Однажды приняв решение не совершать насилия, человек навсегда утверждается в доброте и милосердии, что является чрезвычайно важным в йоге.
14. Щедрость. Четырнадцатое качество выражается в умении поделиться тем, чем богат с теми, кто в этом нуждается. Формируется это качество в результате практики неприсвоения чужого (астея) и непривязанности к вещам (апариграха).
15. Тяга к самопознанию. Пятнадцатое качество выражается в стремлении найти ответы на такие вопросы, как "кто я?", "что я здесь делаю?" и "в чём смысл жизни?". Это любовь к знаниям и поучениям мудрых людей. Формируется это качество в результате практики самоизучения (свадхьяя).
Продолжение: http://hara.ru/yoga/kakie-kachestva-razvivaet-regulyarnaya-praktika-yo/
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь