Что такое мантры и какие они бывают?
Мантра-йога — один из разделов йоги, в котором используются короткие священные тексты (мантры) в качестве трамплина в необычные состояния сознания. Йогин, практикующий чтение мантр, очищает своё сознание от таких скверн, как жадность, зависть, страх, вожделение, гнев, которые являются источниками страданий.
В йоге существует большое разнообразие мантр, и каждая из них имеет своё предназначение и свою специализацию. Так, существуют мантры для медитации, для исцеления от болезней, для обретения любви, для защиты семьи и так далее. На каждый случай жизни есть своя мантра. При этом все их можно разделить на три большие группы:
1. Биджа-мантры («биджа» в переводе с санскрита – «семя») – это основополагающие, семенные мантры, состоящие из одного, или в редких случах, из нескольких слогов, - таких, как Ом, Рам, Хум, Крим, Хрим и т.д. Считается, что эти мантры сильнее других разновидностей мантр, поскольку содержат в себе вибрации сконцентрированной энергии того или иного божества или первоэлемента. В ведических трактатах упоминается о том, что биджа-мантры содержат в себе всё знание Вед и тысячи страниц этих трактатов могут быть сжаты в одну строку, а строка в свою очередь может быть сжата до одного слога – биджа-мантры. Таким образом, биджа-мантры могут нести в себе всю мудрость ведических трактатов.
2. Многослоговые мантры – сложные мантры, состоящие из сочетаний некоторого количества звуков (от нескольких до сотни). Одна из самых известных многослоговых мантр – «Гаятри-мантра», посвящённая богине Гаятри:
Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat
Ом! Бхур-бхува-сваха
Тат-Савитур-вареньям
Бхарго-девасья-дхимахи
Дхио-йонах-прачодаят
Гаятри-мантра не является закрытой и доступна для любого человека. При этом считается, что эта мантра очень могущественна, так как содержит в себе в сжатом виде всё знание Вед. То есть, практикуя эту мантру, йогин невербально прикасается к знаниям, которые содержатся в Ведах. И если долго практиковать эту мантру, то древние знания начнут открываться йогину и он интуитивно придёт к пониманию Вед.
3. Именные имени – мантры, содержащие имена божеств. В этих мантрах главное - это имя, а не звук. И принцип действия этих мантр заключается в том, что обращаясь по имени к какому-либо божеству йогин перенимает качества того, к кому он обращается и на кого медитирует. Скажем, почитая Ганешу и воспевая мантру «Ом Ганешайя Намаха», йогин приобретает силу разума и способность осуществлять задуманное. А почитая Шиву и воспевая «Ом Шивайя Намаха», йогин приобретает качества Шивы - энергию, молодость, творческий экстаз.
Обычно мантры передаются от Учителя к ученику во время ритуала посвящения и не разглашаются, однако многие мантры являются открытыми и доступными для всех людей. При этом нежелательно брать первую попавшуюся мантру и начинать её повторять, не поняв предварительно, что за ней кроется. Лучше всего, прежде чем практиковать какую-то мантру, узнать о ней как можно больше - кому она посвящена, какие силы она пробуждает, что она даёт и так далее. И разумеется, у каждой мантры есть свои особенности, которые желательно учитывать. Так, «Гаятри-мантру» можно практиковать и вслух, и шёпотом, и беззвучно, повторяя в уме. Однако есть мантры, которые рекомендуется повторять только вслух: к таким мантрам относится, к примеру, «Харе-Кришна маха-мантра», которую практикуют кришнаиты.
Нужно помнить, что чтение мантр всегда настраивает йогина на определённое состояние сознания и в результате этого его жизнь начинает меняться. Поэтому нужно найти такую мантру, которая была бы безопасной, - то есть не уводила бы в сторону от желаемого. И начинающему йогину лучше всего начинать практиковать с описанной выше «Гаятри-мантры».
Владимир Лавров
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь