Динамическая медитация и современный человек
Семь часов утра. Мой сын уходит в школу, и я вылезаю из пижамы и надеваю шорты и футболку. Больше ничего не нужно, скоро мне станет более чем тепло. Ибо я собираюсь медитировать – медитировать в движении. Динамика очень любопытная медитация, особенно если поглядеть со стороны. Она мало общего имеет с образами вроде обритых монахов, часами си- дящих на холодном каменном полу, или с распеванием священных мантр, или с размышлениями на духовные темы. Её время – раннее утро, и её послание просто – проснись! (а это гораздо проще сказать, чем сделать, потому что внутри нас так много сопротивления), так что в ней используются мощные, энергичные и даже напряжённые способы стряхнуть с нас сон. Мы живём в странное время. Всё пошло шиворот-навыворот.
Мы уже не знаем, почему живём, зачем, что делаем, действительно ли мы хотим того, к чему стремимся. Мы уже потеряли свои точки опоры и быстро теряем свои высокие мечты. Некоторые из нас осознают это, многие чувствуют более или менее, но большинство не хочет даже слышать об этом. Мы погружаемся в работу, удовольствие, все виды деятельности, или обращаемся к алкоголю или наркотикам, пытаясь избежать очевидного. Всякого рода консультанты теперь более востребованы, чем когда-либо: как более традиционные - астрологи, гадалки, предсказатели, так и более современные, с которыми вы можете пообщаться в прямом эфире или через книгу. Они говорят вам как надо питаться, как ходить, что, где и когда носить, в какую сторону ложиться спать головой, как стать богатым, здоровым, и в конце концов, как нужно любить.
Но чем больше хороших советов мы получаем, чем больше узнаём “о том, как”, тем больше мы ощущаем себя потерянными и забытыми. Наше так называемое современное просвещённое сознание, видимо, очень несчастливо. Чем более развитой становиться цивилизация, тем более невротичными, психологически больными, зависимыми и суицидальными становятся её представители. После того, как все великие социальные мечты нашей эпохи полопались как мыльные пузыри – последней было крушение социализма – жизнь похоже свелась к чему-то, что мы просто должны пройти, или, используя фразу, выдуманную Максом Вебером – “вынести её подобно человеку”. И это нормально, если вы по ту сторону изгороди, где злачные места (“котлы для варки мяса”) полны. Но мясо в котлах становиться гнилым, даже достаток не поддерживает обещанный уровень – и глубоко внутри мы все знаем, как мы убиваемся, чтобы обрести его.
Мы любим свои мечты, и нам больно, когда они рушатся. Но такова жизнь и мы ничего с этим поделать не можем. Всё что мы можем – подавлять боль, закрывать глаза и сердце, пытаясь избежать её. Но рано или поздно она нас настигает, когда какое-то непредвиденное событие болезнь, несчастные случай, война, стихийное бедствие, конфликт между людьми, даже наша собственная смерть врывается в непрерывный ток наших мыслей и мы, мучаясь, спрашиваем себя: “Что происходит? Неужели это правда?” Каждый раз, когда рушится наша мечта, и мы видим, что это была просто фантазия и она разбилась вдребезги мы близки к пробуждению.
Но вопрос стоит так: Мы хотим пробудиться? Мы действительно хотим избавиться от иллюзий? Или мы лучше будем держаться за них до самого конца? В общем-то у нас нет альтернативы. Любой, кто на минуту остановиться и посмотрит ясным взором на состояние мира, увидит этот огромный кошмар, каков он есть; и поймёт, что он просто взорвётся (и скорее раньше, чем позже) и все наши маленькие частные мечты взлетят на воздух вместе с ним.
Хотим ли мы, хотите ли вы, хочу ли я пробудиться? Пока кассета с музыкой для Динамической Медитации перематывается в магнитофоне, я механически делаю последние приготовления: вытаскиваю паралоновый матрас в середину комнаты, чтобы не повредить себе что-нибудь, если я выйду из себя, и высмаркиваюсь как можно тщательнее. Ведь нос должен быть свободен, иначе ничего не выйдет. Потом я включаю кассету: звучит громкий гонг, и начинаются барабаны. Я стою – ноги прочно на земле и вто же время максимально расслаблены, и дышу как можно быстрее, глубже и хаотичнее через нос. Рот и глаза плотно закрыты. Во всяком случае так говорится в инструкциях. Сегодня я чувствую себя лучше, чем в последние дни, но дыхание не особенно быстрое, хотя глубокое. Мои ноздри широко раздуваются, но едва ли много воздуха проникает внутрь.
Левая ноздря как обычно в первые несколько минут почти заложена, правая тоже достаточно стеснена. Сказать по правде, я обычно поначалу не обращаю на это особого внимания, позволяя себе примерно минуту разогреться прежде чем начать дышать по-настоящему, но в этот раз я чувствую скорее слабость, нежели расслабленность. Но разве я недостаточно здоров прямо сейчас? А, вот в чём дело! Я достаточно хорошо себя чувствую, и именно поэтому боюсь, что это хрупкое “нормальное” состояние будет потревожено, если я действительно возьмусь за дело; мне просто хочется и дальше цепляться за него и не влезать в дерьмо прямо сейчас.
Довольно часто мы не хотим действительно проснуться. Да, мы конечно хотим избавиться от плохих фантазий, от кошмаров, но от хороших? Многие из нас страстно желают возвращения старых добрых времён. Мы жалуемся на настояшее и ищем решений, которые давно устарели. Отголоски нацистского прошлого поднимают свои безобразные головы тут и там, например, скинхеды с эмблемой в виде черепа. Действительно, их идеи тупы и скучны, но что может наше общество предло- жить им взамен? Красную икру вместо Биг Маков, шампанское вместо Кока-Колы, карьеру вместо секса, наркотиков и рок-н-ролла? И на вершине всего кучка высохших от старости (и полных фальши) проповедей в качестве объяснения?
Рассудок становится мёртвым деревом без плодов, которое говорит: “Простите, больше фруктов не будет, вы должны понять, вам надо жить с этим.” Если бы мы были готовы посмотреть правде в глаза, мы бы увидели в этой слоняющейся молодёжи отражение нашей собственной бесперспективности и слепоты. То же самое относится к одиноким старикам, к детям, которых бьют и развращают, к больным отношениям, к бесконечно печальным предсмертным убежищам, называемым “домами престарелых”, к бесчеловечным палатам для поддержания жизни и умирающих, к развалинам-алкоголикам, раковым больным и носителям СПИДа.
Все, кто обладает мужеством, чтобы говорить, произносят нечто подобное:
“Те из вас, кто не верит больше в необходимость защищать замки из песка, кто хочет получить от жизни больше чем очередную порцию еды или секса, кто готов не просто избегать неприятностей, или заключать разумное перемирие с тем, что нельзя изменить… если вам нужна Жизнь, целиком и полностью, вам необходимо создавать её самим и находить собст- венные ответы внутри себя без всяких подсказок. Иных целей не существует. Именно поэтому вы здесь. Вы уникальны. Вы сами – цель, ответ, значение. Да, вы!” Об этом можно ещё кое-что сказать. В Европе наследие 19 века сошло на нет, исчерпало свои ресурсы, даже несмотря на то, что время от времени поднимается из могилы национализм.
Окончательное банкротство и падение коммунизма гораздо больше, чем просто крах какой-то социальной системы или империи. Это также и смерть Марксизма как религии, и она имеет далеко идущие последствия. “Дети Маркса и Кока-Колы”, как назвал студентов-бунтовщиков 60-х известный французский циник того времени Жан-Люк Годард, теперь вымирают. Теперь осталась только Кока-Кола. Это революция, или даже больше: духовный триумф, сравнимый с открытиями Галилея в конце Средневековья, обладающий определённостью всеми разделяемой космологии, всеобщего мировоззрения. Ведь вместе с марксизмом канула в небытие последняя из великих попыток Запада найти всеобщий ответ на животрепещущий вопрос о смысле жизни.
Теперь-то мы знаем: нет никакого смысла. До тех пор, пока ты не примешь Кока-Колу – ибо это предел того, что общество может предложить. Или пока не поймёшь, что он в тебе самом. Но кто ты? Это единственный оставшийся вопрос – кто я? Вот сейчас я встаю рано утром и как сумасшедший дышу через нос. Неужели это способ найти ответ? Скорее это способ сойти с ума, чем обнаружить своё сознание. Но действительно ли это менее разумно, чем то, что делал, например, Иммануил Кант. Он всю свою жизнь провёл в кабинете в Кёнингсберге, мучая свой мозг и штампуя монотонные предложения, которые никто не понимает, и заменяя Десять Заповедей Категорическим Императивом Канта для наставления людей в моральном поведении. Но сам он при этом не изменился ни на йоту. Или может, это менее разумно, чем то, что делал Маркс, когда планировал спасение человечества в читальном зале Британского Музея.
Эти бездельники может быть сделали самое лучшее, что могли в своей жизни, но теперь самое время нам хорошенько посмотреть на самих себя – персонально, а не теоретически. В конце концов, все мы в совокупности творим нашу историю. И для этого не нужно книг. Всё, что можно найти в книгах – мысли других людей, которые перефразируют мысли, принадлежащие ещё кому-то. Что нам действительно нужно, это зеркало, которое поможет взглянуть внутрь себя. И Динамическая Медитация – это именно такое зеркало. Вот почему я стою здесь и пыхчу как паровоз.
Когда я замечаю свою недобросовестность, сразу повышаю интенсивность. Мой нос всё еще чертовски забит, но я знаю, что скоро это пройдёт. Через пару минут я достигаю скорости, при которой мысли остаются далеко позади. Это одна из целей упражнения: ум уходит прочь – не бойтесь, он вернётся! Всё что я сейчас слышу – стакатто мощных выдохов, подгоняемое бешенным ритмом барабанов. Я вдруг понимаю – а ведь можно и ещё сильнее (сильнее можно всегда), и дышу ещё глубже. Нет никаких мыслей, только дыхание – глубже, быстрее, сильнее. Ум мой далеко отсюда. Внезапно где-то в теле вспыхивает боль. Я просто принимаю это к сведению и возвращаюсь к дыханию. Когда достинаешь определённой скорости и интенсивности, то просто становишься этим – так что всегда приятно достичь пика. Барабаны достигают пика мощи и… гонг – конец первой стадии.
Первая стадия Динамической Медитации – это пробуждение к новой жизни. Она как будто кричит нам: “Эй, парень, проснись!” Пробудись от векового сна, выбирайся из иллюзорных мечтаний, прекрасных и ужасных фантазий! Не позволяй им заманивать тебя в ловушку, отбрось всякие ограничения и живи! Дыши! Дыши и живи! Откройся дыханию жизни, возьми столько, сколько сможешь ухватить! Прекращай рассуждать о жизни, прекращай теряться в чужих мечтах, прекращай думать о дне Х, когда ты якобы начнёшь жить на полную катушку! Сделай это сейчас, сделай это сам! ЖИВИ!” Дыхание это жизнь. Первый вдох и последний выдох – две точки, между которыми проходит наша жизнь. Бог, говорят, своим дыханием пробудил к жизни Адама, сотворённого из глины.
Индийское слово прана – дыхание, означает также жизненную энергию. Тераписты, работающие с дыханием, могут многое сказать о жизни человека по тому, как он дышит. У каждого из нас есть свои способы дыхания, бессознательные трюки, помогающие избегать проживания определённых опытов, которых мы подсознательно боимся – это просто изменение ритма дыхания. Именно поэтому и древние школы вроде йоги, и современные психотерапевты используют дыхание, чтобы вернуть гармонию телу и духу, или чтобы выявить и исцелить травмирующие опыты, скрытые глубоко в бессознательном. Но ЭТО не установление гармонии – это хаос! Глубокое, быстрое дыхание разрушает сцементированные в нашей психике образцы, заставляет всё двигаться и вибрировать, и заряжает тело кислородом и жизненной энергией; оно буквально взрывает нашу психосоматическую структуру, сформированную обстоятельствами нашего рождения и обусловленностями окружения.
Мы подходим ближе к жизни в её природной дикости, непредсказуемости и силе. Триумфальный марш рок-музыки с 60-х годов – это знак того, что душа человека стремиться к хаотической стороне жизни, к самовыражению, к свободному полёту. Это выразилось в неистовых гитарных соло и мощных партиях ударных. Это знакомо каждому артисту и каждому ребёнку. Для детей, которым предоставляется определённая свобода, каждый день нов. Вот почему у них иное чувство времени. Их жизнь более интенсивна, наполнена открытиями и сюрпризами. Наверное именно это имел в виду Иисус, когда говорил: “Пока вы не станете подобны детям…” – никаких шаблонов и образцов поведения, просто уязвимыми, любопытными и невинными. Но мы не просто имеем шаблоны, мы сами стали ими. Мы уже так слились с ними, что даже не осознаём их присутствия. Мы потеряли свою невинность давным-давно и хотим найти её снова. И нам придётся это сделать, если, конечно, мы действительно хотим праздновать жизнь и не оставаться в одиночестве.
Так что в этой медитации мой выбор прост: либо дышать изо всех сил, либо распрощаться с идеей когда либо снова стать живым. Страх снова стать живым присутствует в каждом из нас, и это легко понять. Мы ведь даже представить себе не можем, что произойдёт, если наше бережно поддерживаемое механическое поведение вдруг даст сбой. Может быть в нас и существует какой-то внутренний порядок, который Гераклит называл “скрытой гармонией”. Но кто знает, может и нет. Мы можем только предположить, но наверняка этого никто не знает. Вот почему так велика в духовном поиске роль Мастера, Пробуждённого. В нём – если, конечно, он не обманщик – эта внутренняя гармония, это сонастроенность с сокровенным пульсом Существования находит своё воплощение. В нём мы можем ощутить это, в нём оно обретает голос и облик. В нём трансцендентальное – не просто абстрактный термин, но очевидная реальность.
Конечно, мы можем оступиться, но на духовном пути нет больше никаких гарантий, никакой безопасности. Традиционные техники медитации, созданные более 2500 лет назад, нацелены на постепенное успокоение ума в течение десятилетий терпеливой практики, как это принято в японском Дзен или тибетском буддизме. Обе эти традиции стали очень популярны на Западе в последние годы. Динамическая Медитация Ошо, напротив, - нечто вроде шоковой терапии. Все медитационные техники – это трюки, попытки усыпить ум и не дать сознанию уснуть вместе с ним, чтобы открыть пространство для проблесков не-ума, измерения за пределами ума.
Работает техника или нет зависит от того, кто её использует. Но людей, для которых были разработаны древние техники, больше нет. Мы живём сегодня в совершенно ином мире. Динамическая Медитация – метод для современного человека, такого, какой он есть, - невротичного, беспокойного, подавленного. Она служит для того, чтобы привести всю неразбериху современного ума к точке кипения, чтобы она могла испариться. С помощью этих методов, и благодаря мастерству и гению Ошо, который разработал их, прорублена новая дорога к медитации через джунгли современного ума, переполненного и запутанного как никогда раньше в истории человеческой эволюции.
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь